Икона и духовное воспитание.
Знакомство ребёнка с иконой. Когда и как приучать детей к иконам.
Будет ли икона понятна ребёнку?
 

Икона и духовное воспитание. Знакомство ребёнка с иконой. Когда и как приучать детей к иконам.  

 Часто родители жалуются на поведение своих любимых детей, которые, ещё толком не выросли, а уже поражают нас не просто своими шалостями, а руганью, неуважением к родителям, и даже жестокостью. Все знают, что причина подобного поведения в том, что дети постоянно видят его примеры по телевидению, в прессе, в компьютерных играх и, вольно или невольно впитывают. Как часто в фильмах, передачах и компьютерных играх демонстрируются худшие из человеческих пороков и поступков - ненависть, убийства, обман и хитрость, холодный расчёт, бесконечный поиск выгоды, масса сквернословия и различного аморального поведения. А современные мультфильмы, и именно потому, что созданы для детей, поражают ещё больше - в них не только всё перечисленное, лишь в завуалированном виде, но и ещё больше "юмора" в виде насмешек и издёвок над слабыми и не такими как все, грубости, равнодушия и безразличия к близким даже от положительных героев. А ведь именно с них чаще берут пример наши дети, считая их своими идеалами. Именно окружение наших детей принимает непосредственное участие в формировании их характера.

  Уже к трем годам закладываются важнейшие основы характера будущей личности. А до этого ребёнок живёт впечатлениями, которые подобно семенам для будущего урожая, ложатся на душу и взращивают характер ребёнка. И, поэтому, для полноценного духовного и нравственного развития малыша очень важно, чтоб с самого начала жизненного пути, его окружали чистые, добрые, благородные и возвышенные образы. Ранее, именно с этой целью, сразу после крещения, родители новорожденного располагали рядом с его кроватью икону святого небесного покровителя, а в "красном углу" (домашнем иконостасе) - иконы Богородицы, Иисуса Христа  и другие. 

  Посмотрите на икону. В её святом лике столько  мира и любви, смирения и сострадания, тихой радости и умиления. Лучше, когда ребёнок имеет возможность видеть рядом с собой в доме, в котором растёт, такую икону, а не портреты "монстров", изображения или фигурки идолов или просто "сувениров" подаренных или купленных. Тогда у того, кто постоянно смотрит на святой образ, особенно у детей, неосознанно закладываются и укореняются соответствующие качества и ценности, идеалы и стремления. Мы можем даже не подозревать, как благотворно и сильно может влиять святой образ на душу ребёнка, на формирование его будущего характера и  поведения. Мы можем обратить внимание, как это влияние отразилось в произведениях известных писателей. В них - несравненно добрые и любящие глаза с образов святых угодников яркое и неизгладимое воспоминание детства, пронесенное через всю жизнь. 

  Мы знаем также, что в 3-4 года многие дети играют с выдуманными друзьями. Обычно, причиной этому является желание иметь хорошего, верного друга с которым можно поделиться событиями и переживаниями, а так же верить, что он никогда не оставит и, в случае опасности, защитит. Эту защиту, но только не сказочную, а настоящую, дает ребенку его святой небесный покровитель.

 От нас требуется лишь научить ребёнка разговаривать со своим святым через икону, говорить о своих переживаниях и потребностях, просить помощи и защиты, делиться радостью и благодарить за помощь. Для этого надо научить видеть через икону истинного святого покровителя, готового услышать и прийти на помощь, а не только его изображение. И тогда, позднее, когда ребёнок станет взрослым, достаточно будет взглянуть на икону - и в душе будет прорастать доброе семя, посаженное в детстве, оно найдёт своё применение в добрых поступках и убережёт от роковых ошибок. Устоит такой человек во время жизненных испытаний когда построена его жизнь на камне - Христе (Мф. 7, 24-27) и всегда будет благодарен своим родителям за крепкую основу - религиозное воспитание (1Пет. 2,4). А икона – станет важнейшим элементом духовного воспитания и создаст крепкую связь между ребёнком и родителями, ребёнком и дарителем иконы. Икона играет неоценимую роль в формировании правильного мировоззрения, понимания истинных ценностей и красоты.

Будет ли икона понятна ребёнку?

  Поймёт ли икону ребёнок... Душа ребёнка отзывчива на всё доброе прекрасное и способна воспринять многое, даже отвлечённое, о чём порой взрослые даже не догадываются, думая, что это выше его развития. Но родители должны помнить, что душа человека "по природе христианка" и не забывать слов Господа: "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам" (Мф. 11,25) и  " истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф 18,3).

  Но всё равно некоторые считают, что традиционная икона не понятна для ребёнка. Это мнение ошибочно. Изобразительный язык иконы понятен ребёнку потому, что он тоже рисует окружающий мир условно: для него не так важна внешняя схожесть, в своём рисунке он передаёт не столько увиденное, сколько то, что чувствует. Иконы и детские рисунки вовсе не натуралистичны, они больше отображают не мир видимый, а мир душевный, переживаемый. Поэтому, изображённое на детском рисунке как бы "вывернуто" на зрителя, а именно так в старину иконописцы писали иконы . Позже этот приём стал именоваться "обратной перспективой". Но, бесспорно, икона и рисунок ребёнка не одно и то же, ведь иконопись - сложнейшая богословская система, а не "примитивное" творчество.

  Однажды преподаватель рисования в младших классах, провела эксперимент. Знакомя детей с иконой Андрея Рублева "Святая Троица", она объяснила главные понятия в Троице: единство в любви, в согласии, в мире и свете. Именно эта идея выражена в иконе Рублёва. Не показав детям икону, учительница дала задание выразить в красках то, о чем она рассказывала. Результат был удивительным. Большинство детей использовали для раскрашивания своих рисунков голубые, зеленые и желтые цвета, что точно соответствует палитре рублёвской "Троицы". Черные и серые краски не использовал никто. В части работ была видна круговая композиция, что также характерно для данной иконы. Как объяснить такие поразительные результаты? Только безграничной чуткостью детской души и тем, что в изображениях икон исконно заложено что-то от природы человеческого духа.  

  Когда ребёнка окружают иконы он лучше и быстрее понимает и запоминает евангельские истории, чем читая их сам по книге или слушая рассказы родных. Для ребёнка икона - как Библия в картинках. Святые отцы называли иконописное искусство "Библией для неграмотных". Через иконы простые люди, которые не умели читать, изучали и понимали повествования евангелия сердцем, а рассказы близких лишь дополняли созерцание святых образов. Восприятие окружающего мира ребёнком так же простосердечно и поэтому он безошибочно и легко понимает главный смысл изображённого на иконе.

  Пока дети маленькие, они почти не думают о способе создания изображения, их больше интересует, кто и что изображено, какое "на картинке" разворачивается событие. Позже, лет в 10-12 лет ребенка начинает интересовать, как это изображено. Он начинает задавать вопросы, в которых интересуется, почему изображение не такое, как мы видим "на самом деле". Говорит, что оно "не очень похожее", "неправильное" и, даже, "так не может быть!". Причина этих вопросов - приобретенный опыт и знания, усвоенные образцы "правильности", зависимость от стереотипов и внешних ориентиров . Малыши же ещё свободны от "тяжести" этой науки, и поэтому у них нет и преград для понимания икон, их восприятие ещё сердечно и непосредственно. 

  Потому не упустите драгоценное время – как можно раньше окружите малыша иконами. Расположите у кроватки вашего ребёнка икону его святого покровителя (именную), икону Спасителя и Богородицы или другие, например, с библейскими сюжетами (иконы праздников).